Review: Batman (2011-2016) || Scott Snyder, Greg Capullo et al.

26 февр. 2016 г.

В 2011 году, после триумфального Американского вампира и благосклонно принятых фанатами Врат Готэма, Скотт Снайдер стал флагманским писателем DC - в New 52 ему досталось авторство Бэтмена. Для других готэмских авторов и даже пары квази-готэмких (вроде Красного колпака и внезаконников) это означало движение в его фарватере, обязанность бросать все и согласовывать свои истории с его идеями, впихивать порой откровенно чуждые сюжетные линии. Для Снайдера же это означало карт-бланш, возможность писать Бэтмена и окружающий его мир более масштабно, чем выпадало иным авторам.

New 52 был псевдо-ребутом. Несмотря на клятвенные заверения издательства, что прежний мир DC больше не является каноничным, от многих сюжетных моментов отказаться не смогли. Вместо того, чтобы просто замести под ковер The Killing Joke и инвалидное кресло Барбары Гордон, вычеркнув этот эпизод из истории, DC решили "вылечить" прямо на страницах комикса, чем вызвали ярость фанатов. Бэтмен отчасти тоже оказался в цейтноте - с одной стороны, его омолодили, чтобы показать формирование Лиги Справедливости, с другой - не смогли даже лишить никого из Робинов. Множество разных деталей, то оставшихся каноном, то вычеркнутых из реальности, поставили Бэтмена на зыбкую почву вечных фанатских придирок относительно мотивации тех или иных персонажей. И все же, Снайдер оказался в уникальной позиции - он мог переписать мир Бэтмена заново.

Именно это он и сделал, превратив Готэм в нечто большее, чем просто место действия. Под его пером город обрел дух, плоть - и злые намерения.


Первая арка - Двор Сов и Город Сов (#1-12) - читается во многом не просто как еще одна история, а как комментарий на саму вселенную New 52. Брюс Уэйн заявляет о намерении изменить Готэм: "Но если мы прекратим смотреть на настоящее и прошлое, и вместо этого обратим взгляд к будущему... если спросим самих себя, каким может быть - каким будет - завтрашний день... тогда мы зададим правильный вопрос." Попытка изменить город привлекает к Брюсу внимание Двора Сов, тайной организации, не одно десятилетие управлявшей Готэмом из тени.

По мере того, как Снайдер расписывает свою первую историю, кажется, будто он вырывается из тисков "целостности", главного идола новой DC. За ним уже начинают тащиться другие серии - Найтвинг бодро, Бэтгёрл немного неловко, Красный колпак с опозданием и уже не совсем понятно, зачем. Но сам Бэтмен будто не замечает этого, он несется на всех парах, рассказывая свою историю, отбрасывая старые каноны, оставляя читателям решать, каким правдам верить, а каким - нет,

А потом Снайдер спотыкается о Джокера.


Смерть семьи начинает рассыпаться карточным домиком, стоит только сойти с проторенной дорожки одной серии - а к этому подталкивают, даром что не спихивают в сторону Detective Comics, Batman and Robin, Nightwing, Batgirl, Teen Titans, Red Hood and the Outlaws - и даже, прости Господи, Catwoman и Suicide Squad. Не возьмешься за остальные серии, участвующие в кроссовере, - рискуешь упустить детали драмы. Возьмешься - сломаешь зубы о неуклюжесть, с которой вписан в канву других комиксов этот кроссовер. К моменту, когда подступает грандиозная развязка, написанная Снайдером изящно и жестко и страшно, приходится уже силком отбрасывать от себя воспоминания о других сериях, только чтобы не портить впечатление о его тексте.

Следом - реквием по Дэмиану, убитому где-то на страницах Batman, Inc., и Харпер Роу, зеркалящая историю Тима Дрейка - нарочито, с манипулятивным надрывом. Та самая горошина, которая не дает спокойно спать на двенадцати перинах по-прежнему захватывающего слога Снайдера и завораживающих рисунков Капулло.


Их союз фанаты превозносили как брак Уильяма и Кейт, и так же переживали, когда Капулло заявил, что покинет Бэтмена, чтобы попробовать работать с другими авторами. Сложно сказать, была бы эта серия и вполовину так успешна, если бы каждое слово Снайдера не ложилось так легко, так lна рисунок Капулло.

Следующая арка Снайдера приходится на Forever Evil, и пока Джефф Джонс расписывает борьбу с Криминальным Синдикатом, он уводит Брюса в воспоминания. Ориджин для Бэтмена оказывается глубже и пронзительней набившей оскомину бесконечным бессмысленным повторением истории про травмировавшее его убийство родителей. Снайдер дает Брюсу - еще Брюсу: молодому, наглому, только вернувшемуся после тренировок за границей - причину для того, чтобы принять плащ. Он прописывает стремление защитить свой город и его жителей, идущим от самых костей Брюса, он добавляет его личности еще пару граней. Эта глубина, эта страсть у многих авторов отходит на второй план, за фон давно уже ставшего личным противостояния с классическими врагами Бэтмена. А между тем, вот она, причина для того, чтобы Брюс пожертвовал в итоге даже свой дом городу (Arkhman Manor).


Снайдер создает собственную мифологию Бэтмену и Готэму, ухаживает за корнями, которые крепят их к реальности, - и уничтожает их грандиознейшим жестом, выписывая возвращение Джокера в Endgame. Зыбкий образ, который Снайдер выписывал с Смерти Семьи вдруг обращается таким невероятным клише, что сложно поверить, будто по-прежнему читаешь того же автора. И тут же, не давая перевести дух, настолько выбивающийся, что начинаешь смеяться, - сюжет о потерявшем память Брюсе и ставшим робо-Бэтменом Джиме Гордоне. Комикс как будто догоняет волна "облегчения", которая покатилась по DC осенью 2014, разбавляя абсолютно гнетущую атмосферу вселенной более легкими сериями. Но Бэтмен? В это с трудом верится - и все же.

Теперь, когда Снайдер уходит, можно попытаться подвести итог его рану.

Он был невероятно поэтичен - Снайдер всего несколькими метафорами в самом первом своем выпуске подарил комиксу атмосферу готического нуара, которую от Бэтмена ждешь. Он был интересен и нов. Он был глубок и психологичен. Но он же был... неуверенным. Разница между Двором Сов и Graveyard shift, между Смертью Семьи и Superheavy. Я не фанат Бэтмена как такового. Мне интереснее его команда, чем он сам, но Снайдер смог меня заинтересовать. Он же меня и потерял.

В конечном итоге, мне остается только порадоваться за то, что Снайдер уходит - и не только потому, что под конец я в нем разочаровалась. Мне кажется, он устал от Готэма. В конце-концов, он и сам писал, что этот город проклят.
 
template design by Studio Mommy (© copyright 2015)